Курс лекций «Большая история европейского искусства» Музеи всего мира полны загадочными полотнами, на которых изображены причудливые персонажи — жители мифов и легенд, библейской истории и евангельских притч. Почему художники веками выбирали эти сюжеты для своих произведений? Почему богатые заказчики Италии и Франции, Голландии и России заказывали снова и снова «Похищение Европы» или «Всемирный потоп»? Культуролог Дарья Дмитриева вместе со слушателями размышляет над этими и многими другими вопросами. Курс лекций «Большая история европейского искусства» построен не по историческому принципу, его цель — показать основную линию концептуальной и формальной эволюции европейской живописи. В ходе курса раскрываются важные темы, сюжеты и концепции искусства, те базовые представления, без которых невозможно понимание произведений мастеров живописи вне зависимости от знания истории. Дарья Дмитриева — кандидат культурологии, исследователь культуры, автор проекта культурного центра «Пунктум», преподаватель Института истории культуры УНИК. Лекции (2017-2018) 1. «Три загадки Яна ван Эйка» 2. «Основные сюжеты европейского искусства. Человек и его судьба» 3. «Главные сюжеты: правила жизни, нормы и ценности» 4. «От Клеопатры до Наполеона: живопись — кривое зеркало истории» 5. «Стили и эпохи: как ориентироваться в классическом искусстве?» 6. «Стили и эпохи: как ориентироваться в классическом искусстве XVII и XVIII веков?» 1. «Три загадки Яна ван Эйка» Первая лекция цикла посвящена фламандскому живописцу раннего Возрождения Яну ван Эйку. Дарья Дмитриева рассказывает о жизни и творчестве художника, особое внимание уделяя трем его работам: «Портрету четы Арнольфини», «Мадонне канцлера Ролена» и, конечно, «Гентскому алтарю». За время одной лекции невозможно изучить каждую деталь этих шедевров, поэтому автор делится впечатлением о творческом методе ван Эйка и об основных символах и знаках, зашифрованных мастером для современников и потомков. 2. «Основные сюжеты европейского искусства. Человек и его судьба» Лекция посвящена основным сюжетам в искусстве Европы – античным мифам и легендам, библейским историям и евангельским притчам. Дарья Дмитриева рассказывает о том, как эти сюжеты раскрывали художники и какие смыслы в них вкладывали в разные эпохи. Слушатели проанализировали культурные коды, свойственные для визуальной культуры Европы, и попытались ответить на философские вопросы, поднимаемые в самых известных произведениях. 3. «Главные сюжеты: правила жизни, нормы и ценности» Лекция Дарьи Дмитриевой о главных сюжетах в искусстве Европы. Как найти в себе силы помочь ближнему? И стоит ли доброе дело того? Учит ли искусство жить? Дает ли образцы нормативного поведения? Нельзя ли встретить противоречий в том что изображается и как изображается? Мифы, поучительные предания, заповеди и притчи в работах европейских художников разных веков. 4. «От Клеопатры до Наполеона: живопись — кривое зеркало истории» Страстная любовь царицы Клеопатры, знаменитые походы Цезаря и Александра Македонского, гибель Трои. Рембрандт говорил, что имеет право вписать свой автопортрет в любую историческую сцену, ибо если художник рисует, значит и сам там присутствует наряду с персонажами древности… Есть не так уж много сюжетов истории, которые плотно вошли в историю европейского искусства. Однако они определенным образом сформировали представление о том, какие события прошлого важны для потомков разных стран и эпох. Дарья Дмитриева рассказывает о том, какие сюжеты и почему выбирались заказчиками и живописцами, и почему историческая живопись столь ценилась в новое время. 5. «Стили и эпохи: как ориентироваться в классическом искусстве?» Обзорная лекция, которая не просто даст представление о смене направлений, но научит определять ключевые черты стилей искусства разных веков. На примере как уже просмотренных, так и новых работ культуролог Дарья Дмитриева разрабатывает четкий способ ориентации в самых. 6. «Стили и эпохи: как ориентироваться в классическом искусстве XVII и XVIII веков?» Как и кем создается история искусства: какова роль художников, искусствоведов, королей, генералов и инженеров в этом процессе? Каковы соотношения и взаимопроникновения различных стилей внутри одной эпохи? Почему так важно для культуры XVIII века путешествии носорога Клары по Европе? Театральное искусство, и отношения художников и их покровителей в эпоху интриг и тайн.